Научно-образовательный форум по международным отношениям


Раздел III. РАЗРУШЕНИЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ СИСТЕМЫ МИРОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ


Глава 9. "ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ" 1929-1933 ГОДОВ И РАСПАД МЕЖДУНАРОДНОГО ПОРЯДКА В ТИХООКЕАНСКОЙ АЗИИ


<<назад | далее>>

11. Конфликт на КВЖД

      Линия на вытеснение советского влияния из Китая определялась не только стремлением Чан Кайши уничтожить опасный для него союз китайских коммунистов с Коминтерном. Этот курс в принципе соответствовал антииностранной направленности Гоминьдана. В политике Нанкина в отношении СССР на рубеже 30-х годов антикоммунистический и антииностранный компоненты сливались. По логике китайского руководства ликвидация советского присутствия - прежде всего в Маньчжурии - могла стать образцом и прецедентом для устранения в дальнейшем засилия и других держав. Целью гоминьдановского руководства было полное разрушение сохранявшейся системы навязанных Китаю в предшествовавшие периоды неравноправных договоров. В 1929-1930 гг. китайская сторона добилась отмены режима капитуляций от целого ряда иностранных государств. Но Франция, Великобритания, США и Япония сохранили свои привилегии.

      В июле 1929 г. губернатор Маньчжурии Чжан Сюэлян по согласованию с Чан Кайши объявил о национализации принадлежавшей Советскому Союзу Китайско-Восточной железной дороги. В середине июля маньчжурские власти взяли управление КВЖД под свой контроль и отстранили от работы советских служащих, часть из которых (более 200 человек) была арестована.

      В ответ советское правительство разорвало дипломатические отношения с Китаем, отозвало всех своих дипломатических представителей, выслало из СССР всех китайских дипломатов и прекратило отправку грузов по КВЖД. Более того, на территории СССР близ границ с Маньчжурией была срочно развернута Особая дальневосточная армия под командованием В.К.Блюхера, уже имевшего опыт ведения боевых действий в Китае. Эта армия под предлогом пресечения провокаций китайских войск и белогвардейцев на советско-китайской границе вступила на территорию приграничных районов Маньчжурии и нанесла несколько чувствительных поражений китайским вооруженным силам.

      Нанкинское правительство не могло обеспечить военной поддержки действиям местных маньчжурских властей. Убедившись в этом, Чжан Сюэлян пошел на переговоры с Москвой, в результате чего в декабре 1929 г. в Хабаровске был подписан советско-китайский (советско-маньчжурский) протокол об урегулировании конфликта. Статус-кво на КВЖД был восстановлен, а права СССР в отношении дороги сохранены. Первая попытка вытеснить иностранное присутствие из Китая силой оказалась неудачной.

<<назад | далее>>

  1. Предпосылки мирового экономического кризиса
  2. Влияние депрессии на положение в ведущих государствах
  3. Нарастание политической напряженности в странах, пострадавших от кризиса
  4. Реформистская перспектива преодоления трудностей
  5. Становление мобилизационных (тоталитарных) моделей развития
  6. Новая линия идейного раскола мира и проблема доверия в международных отношениях
  7. Уровень организации мирополитической системы в 30-х годах
  8. Ситуация в Восточной Азии и позиции великих держав
  9. Гоминьдан и коммунисты
  10. Коминтерн и Китай
  11. Конфликт на КВЖД
  12. Морская конференция в Лондоне 1930 г.
  13. Начало оккупации Маньчжурии Квантунской армией
  14. Китайский вопрос в Лиге наций
  15. Политика СССР в отношении конфликта на Дальнем Востоке
  16. "Доктрина Стимсона"
  17. Создание Маньчжоу-го
  18. Миссия Литтона
  19. Предложения о заключении советско-японского пакта о ненападении
  20. Выход Японии из Лиги наций
  21. Продажа КВЖД Маньчжоу-го
  22. Советско-монгольский протокол 1936 г.
  23. Уход Японии с морской конференции в Лондоне (январь 1936 г.)
  24. Выход Японии из Договора пяти держав
  25. Переговоры о "тихоокеанском пакте"
    Источники и литература

   Rambler's Top100 Rambler's Top100
    Рейтинг@Mail.ru
На эмблеме Форума изображен “аттрактор Лоренца” -- фигура, воплощающая вариантность движения потоков частиц в неравновесных системах.

© Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002
Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 19, офис 37
Адрес для корреспонденции: 101000 Москва, Почтамт, а/я 81
Тел.: (095) 928-22-89, факс: (095) 925-97-62
E-mail: info@obraforum.ru

© Дизайн и создание сайта: Бюро Интернет Маркетинга, 2002